![]() |
|
Топ новостей
РЕКЛАМА
![]()
Календарь
|
Чем чреваты некоторые приказы Минрегиона УкраиныОпубликовано: 27.04.2020 Всем специалистам строительной отрасли нашей страны известны два «знаменитых» постановления Кабинета Министров Украины № 218 и № 219, вызвавшие серьезную дискуссию по поводу реформы в градостроительной отрасли Украины и особенно, по поводу ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ). Прошло совсем немного времени и Минрегион Украины опубликовал свой приказ № 89 от 13.04.2020 г., касающийся технадзора в строительстве. И снова, среди профессионалов отрасли царит недоумение: при детальном анализе выясняется, что этот документ можно считать просто нелегитимным. И вообще, до каких пор нормативную строительную документацию будут генерировать абсолютно неграмотные в этой сфере люди?Национальная энциклопедия строительства ProfiDom.com.ua напоминает, что мы уже разбирали, буквально, «по косточкам» эти нашумевшие постановления Кабмина Украины № 218 «Про ліквідацію Державної архітектурно-будівельної інспекції та внесення змін до деяких постанов Кабінету Міністрів України» и № 219 «Про оптимізацію органів державного архітектурно-будівельного контролю та нагляду» от 13.03.2020. А сегодня на повестке дня очередной шедевр от Минрегиона Украины – Приказ № 89 от 13.04.2020 г. «Об утверждении примерных форм договоров об осуществлении технического надзора и о предоставлении инженерно-консультационных услуг в строительстве», который размещен на официальном сайте-Министерства. С просьбой прокомментировать этот странный документ, мы обратились к ведущему эксперту нашей страны в области строительных нормативных документов - Заслуженному строителю Украины А.М. Карминскому И вот, что нам рассказал Анатоль Маркович: «Последнее время Минрегион Украины не балует участников инвестиционной деятельности в сфере строительства нововведениями по вполне понятным причинам: нельзя выносить на утверждение высшим органам исполнительной власти Украины сырые проекты постановлений, не отработанные профессионалами отрасли, пользователям и потребителями законодательных инициатив и требований подзаконных актов, как это случалось в прошлом месяце, когда Кабинет министров Украины утвердил два постановления, дезорганизовавшие процессы выдачи разрешений на строительство и документов на приемку в эксплуатацию завершенных строительных объектов Поэтому, понятен большой интерес к этому приказу Минрегиона № 89 от 13.04.2020 г. «Об утверждении примерных форм договоров об осуществлении технического надзора и о предоставлении инженерно-консультационных услуг в строительстве». Да, и судя по названию, тематика, далеко не критична, но достаточно актуальна, так как оба направления имеют схожие цели, в том числе, обеспечение соответствия работ по строительству зданий и сооружений строительным нормам, стандартам и правилам, требованиям законодательства для повышения качества строительства. Но, не следует забывать, что любое новшество является элементом реформирования и подлежит детальной аналитике для безболезненного «встраивания» новаций в разноречивые, но установившиеся отношения между участниками строительного рынка. Поэтому, в нашем случае, был сделан достаточно детальный экспертный анализ того, что является объектами утверждения. И, с первых шагов, нас ожидал неприятный сюрприз. Как следует из текста приказа, объекты утверждения - примерные формы договоров на осуществление технического надзора и инженерно-консультационных услуг – должны действовать в сфере строительства. Понятие «строительство» определяет Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» в статье 1, как новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объекта строительства. В этом же Законе, статье 4, законодательно приводят классификацию объектов строительства: здания, строения, сооружения любого назначения, их комплексы и части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры. Но, в сфере строительства различают и другие объекты, на которые совершаются определенные воздействия, которые узаконены действующим законодательством и также имеют свою классификацию. Так, Закон Украины «Об основах градостроительства» в статье 1 прямо указывает на составную часть градостроительной деятельности – «строительство объектов градостроительства». Классификация таких объектов определена той же статьей 4 Закона «О регулировании градостроительной деятельности»: планировочная организация территорий населенных пунктов, их частей, территорий Украины, системы расселения, системы размещения объектов, функциональное зонирование территорий и населенных пунктов и др. И, наконец, объекты архитектуры, которые определены статьей 1 Закона Украины «Об архитектурной деятельности», как участники архитектурной деятельности, включая строительство зданий и сооружений различного назначения, их комплексов, объектов благоустройства, садово-парковой и ландшафтной архитектуры, монументального и монументально-декоративного искусства, территорий (их частей) административно-территориальных единиц и населенных пунктов. Необходимо отметить, что все три названные выше виды объектов объединяет одно общее качество – все они являются участниками строительной деятельности, что прямо указано в вышеуказанных законах. Можно отметить совпадение названий трех видов объектов строительства с аналогичными видами объектов архитектуры: здания, сооружения и их комплексы В остальном, все виды объектов принципиально различны. - Ну, и что? – спросит нетерпеливый читатель – И где же обещанный негатив? - Да, пожалуйста! Открывайте приложенную форму договора об осуществлении технического надзора в строительстве и читайте пункт 1.2 «Технический надзор за выполнением работ на объекте осуществляется, в соответствии с «Порядком осуществления технического надзора во время строительства объектов архитектуры», утвержденным Постановление Кабмина Украины от 11 июля 2007 года № 903» А если будет строиться линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры или только часть здания или просто строения (будівля)? А, вот в этих случаях, технический надзор будет незаконным, так как указанные объекты не являются объектами архитектуры Такая же судьба постигнет застройку территорий кварталов, микрорайонов, других территорий населенных пунктов и вне их – эти объекты, также, не являются объектами архитектуры и не подпадают под действие упомянутого постановления Кабинета Министров Украины № 903 Будем считать, что с технадзором – понятно. А что такое инженерно-консультативные услуги и как они связаны с объектами архитектуры? Из примерной формы договора о предоставлении инженерно-консультационных услуг следует, что такие услуги выполняет инженер-консультант. Такой субъект хозяйственной деятельности появился в Справочнике квалификационных характеристик профессий работников (выпуск 64 по Приказу Минрегиона № 750 от 29.12.2017 г.) и законодательно утвержден Законом № 199 от 17.10. 2019 г., в качестве дополнения в Закон «О регулировании градостроительной деятельности» (статья 1) Вот, только такой субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность только на объектах архитектуры. Так определено Законом Следовательно, свежеиспеченный приказ Минрегиона № 89 не может быть распространен на любое строительство вообще - в полном смысле этого слова, что продекларировано в названии этого приказа и его тексте. Вывод один – приказ № 89 от 13.04.2020 г. является нелегитимным и подлежит принципиальной переработке. При переработке этого приказа с приложениями, следует учесть замечания, изложенные ниже: В заключение, можно выразить сожаление в том, что продолжается практика непривлечения и неучастия в разработке нормативных документов пользователей и потребителей нормативных требований – непосредственных участников инвестиционной деятельности и строительного рынка. А новому Министру можно порекомендовать обратить внимание на то, что все профессиональное сообщество ответственных исполнителей - архитекторов, инженеров-проектировщиков, инженеров технического надзора, экономистов, экспертов БТИ, производителей работ, главных государственных инспекторов, главных инженеров строительного надзора, других должностных лиц ГАСКа, - которые озаботились получением соответствующих квалификационных сертификатов, во исполнение постановления КМУ № 554 от 23.05.2011 г., которое регулирует вопросы профессиональной аттестации, связанные с созданием именно и только объектов архитектуры Нам, как раз не хватает лишь одного случая, когда суд признает незаконность использования определенного сертификата при строительстве объекта, не входящего в список объектов архитектуры, определенный законом После такого судебного случая может возникнуть возможность использования прецедентного права, последствия которого невозможно представить, когда такие сертификаты будут признаны недееспособными» PS «Уточните значение слов и вы избавите человечество от половины заблуждений». Рене Декарт А.М.Карминский |